Тема: ДАО-ПУТЬ .
Показать сообщение отдельно
Старый 14-07-2016, 09:52   #12
 
Аватар для лео
 
Регистрация: Oct 2010
Адрес: Россия
Сообщений: 872 Поблагодарил: 2,503
Поблагодарили 2,289 раз(а) в 805 сообщениях
Файловый архив: 2
Закачек: 0
Re: ДАО-ПУТЬ .

Цитата:
Сообщение от лео Посмотреть сообщение
Любопытный текст.
Нажмите тут для просмотра всего текста
Сунь Сымяо (кит. 孙思邈)
Наставления о хранении шень и пестовании ци (кит. 存神炼气铭)

Трактат известного даоса, жившего в VII веке в Китае.
Прожив 101 год жизни, он обрел состояние святого-бессмертного и из посмертного состояния "растворил" тело.

часть 1

Тело — это вместилище духа и энергии. Коли дух и энергия пребывают в теле, то здоровье у нас крепкое и силы много. А если дух и энергия рассеиваются, то мы умираем. Желая сберечь свое тело, нужно прежде привести к покою дух и энергию. Энергия — мать духа, а дух — сын энергии. Желая упокоить дух, нужно прежде культивировать изначальную энергию. Когда в теле есть энергия, дух находит упокоение в море энергии* (*Цихай (气海) – здесь в значении области, расположенной в низу живота), а когда море энергии наполнено до краев, сердце* (*син (心) – сознание) покойно и дух незыблем. Тогда тело может сохраниться навеки, мы прильнем к истоку Пути и собственными усилиями стяжаем святость.

Когда энергия пронизывает дух, а дух наполняет наши сознание и жизнь* (*мин (命) – в широком смысле означает жизненность как таковую, в узком – прежденебесную ци), судьба пребывает в нас самих, и мы соединяемся с подлинной природой в нас. Тогда мы странствуем вместе с солнцем и луной и проникаем в сокровеннейшие глубины Пути.
Тот, кто хочет постичь это искусство, первым делом должен отказаться от зерновой пищи* (*цзюэ гу (绝谷) — даосская диетическая практика, предполагающая голодание), упокоить сердце и море энергии, поместить дух в Киноварном поле, устранить все мысли и, наполнив до краев море энергии, в себе открыть изобилие жизни. Если сосредоточенно заниматься этим, то в сто дней достигнешь «малого свершения», а за три года дойдешь до «большого свершения». Сначала проходишь «пять этапов», а потом восходишь по семи ступеням. Тогда все превращения духа будут свершаться в тебе сами собой, и ты нигде не будешь знать преград. Коли дух наполнит Киноварное поле, тело и сердце не ослабнут вовеки, ты станешь обликом подобным юноше и превратишься в небожителя* (*бессмертный (仙) – даос, соединивший Син и Мин, полностью реализовавший Дао).

Тот, кто по своей воле является и исчезает* (*указывает на достижение шэнь сянь) и кто на себе познал бесчисленные превращения духа, того зовут «спасшимся от мира»* (*употреблен знак «переправа» — обозначающий в буддийской литературе достижение нирваны как «переправы на другой берег» жизни), а прозвище ему — Настоящий Человек* (*термин появляется у Чуан Цзы). Возраст его сравнится с возрастом Неба и Земли, долголетием он не уступит солнцу и луне. А метод этот не требует «поглощения энергии»* (*имеется в виду практика усвоения энергии из окружающего мира (по-китайски фу ци)), глотания слюны или мучительных упражнений. Когда надо есть — ешь, когда надо отдыхать — отдыхай, живи свободно, ничем себя не утесняя.
Продолжение
Нажмите тут для просмотра всего текста
Пять этапов постижения Пути суть следующие:

Первый этап: В сердце много волнения и мало покоя, сознание опутано мыслями, в отношении к вещам нет постоянства, и мысли мчатся вперед без удержу, словно дикая лошадь. Таково сердце обыкновенных людей.

Второй этап: Сердце понемногу склоняется к покою, но еще рассеянно, и трудно держать его в узде. Но уже есть усердие и разумные помыслы: таково начало искания Пути.

Третий этап: В сердце волнений и покоя поровну, и покой в сердце уже как будто достижим. В сердце покоя и рассеянности поровну, и усердие в постижении Пути уже становится привычным.

Четвертый этап: В сердце много покоя и мало волнения, а владение своим сердцем стало привычным. Уже есть навык умственного сосредоточения, и когда внимание теряется, его можно быстро восстановить.

Пятый этап: В сердце царит покой, делаешь дело — и как будто ничего не делаешь, даже под воздействием извне в сердце не возникает волнения. Есть полное владение сердцем и нет места рассеянию духа.

С этой поры надлежит пройти семь ступеней.

Первая ступень: Исчезла всякая скованность и недомогание, тело легкое, а сердце безмятежное, оставляешь думание и проникаешь во внутреннее, дух и энергия покойны, шесть чувств не ведают волнения, обнимаешь Единое, держишься середины, каждый день несет новые радости. Это называется постижением Пути.

Вторая ступень: Преодолено все обыденное и ограниченное, обликом вновь уподобился юноше, телу вольготно, сердце в покое, открылось духовное зрение, находишь новое место для жительства.

Третья ступень: Жизнь продлилась на тысячи лет — такого зовут «небожителем». Он обитает на святых горах* (*в даосизме с древности существовал культ священных гор, служивших также местами обитания даосских подвижников), летает по воздуху, ему прислуживают прекрасные юноши, для него поют яшмовые девы* (*яшмовые девы — традиционное наименование даосских небожительниц), он парит в поднебесье вместе с легкими облаками и ступает по туманной дымке.

Четвертая ступень: тело наполнено энергией и излучает сияние — такого зовут «настоящим человеком». Жизнь и смерть — в его воле, днем и ночью из него льется свет, он пребывает во дворце священной пещеры* (*наряду с горами в даосизме почитались и пещеры — прообраз «материнской утробы» Дао), и ему прислуживают небожители.

Пятая ступень: Энергия претворилась в дух — такого зовут «духовным человеком». Ему подвластны все превращения мира, ему ведома неисчерпаемая польза, его сила сливается с действием Неба и Земли и способна сдвигать горы и осушать моря.

Шестая ступень: Дух претворился в явленность мира — такой зовется «совершенным человеком». Духом слился с божественной силой мироздания, не имеет устойчивого облика, превращается, следуя творящему началу жизни, и обретает обличье, откликаясь вещам.

Седьмая ступень: Телом возносишься над всем сущим, возвращаешься к Неизменному, пребываешь в мире божеств вместе с Яшмовым владыкой* Великого Пути (*Яшмовый владыка (Яшмовый император) — глава даосского пантеона), вокруг тебя соберутся все мудрейшие и достойнейшие мужи; достигаешь высшей подлинности, проникаешь в сокровеннейшие глубины превращений, постигаешь природу всех вещей. Тот, кто дошел до этой ступени, постиг исток Пути и превзошел всякое деяние. Такого зовут «достигшим предела».

Нынче же люди день ото дня все больше теряют знание о Пути: они не в состоянии подняться и на одну ступень, где уж им приобщиться к божественной силе мира! Утробное дыхание* (*способ дыхания, при котором человек дышит «всем существом», не пользуясь органами дыхания, и этим он подобен зародышу, находящемуся в утробе матери) и безмятежное созерцание — таковы пути сбережения духа и владения телом. Искусство это передается изустно и не записывается в книгах. Совершенный человек, обладающий полнотою жизненной силы, да воспримет это искусство! Надлежит со всем тщанием в нем разобраться и отбросить прочь сомнения.

Перевод В.В
лео вне форума