Регистрация: Jan 2008
Адрес: Москва
Сообщений: 3,239
Поблагодарил: 6,702
Поблагодарили 9,824 раз(а) в 2,857 сообщениях
Файловый архив: 20
Закачек: 0
|
Re: В поисках оптимального образа жизни.
К судьбе взрослых людей нужно в некотором хорошем смысле относиться философски, т.к. у каждого есть своя свобода выбора, как пел В.Высоцкий «Я им сочувствую слегка погибшим, но издалека». Но люди, к которым я небезразличен (конечно я имею в виду Хеппи), заставили меня вспомнить собственные юношеские увлечения мистикой и их нынешнюю оценку.
Медитация и связанные с ней психофизических упражнений, у меня вызывает тревогу в связи с тем, что перечисленные действа имеют под собою фундамент – мистицизм. Привожу ниже часть моего конспекта (чтобы пост был небольшой) лекции о мистицизме А.И.Осипова - профессора Московской духовной академии, выдающегося современного богослова. Он специально даёт ссылки на католических богословов, т.к. католики гораздо теплее относятся к мистике.
"Мистика, мистицизм происходят от греческого мистикос – таинственный, мистерийный. В наше время – широкий диапазон значимостей. Современный католический богослов Ганс Кюнг так говорит о мистике. Мистика, мистический – если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого слова миин – замкнуть уста, закрыть рот. Мистерии – это «таинства», тайные «учения», тайные «культы», о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической называется такая религия, которая замыкает уста, т.е. молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов.
Католический богослов Гейлер (1967г.) в своём труде «Молитва» так определяет мистицизм: «Это та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой, бесконечной стихии божества. Последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остаётся «голая» и чистая бесконечность».
Легко видеть, что мистицизм очень далёк от христианства. В христианстве Бог не есть «голая» бесконечность, безатрибутная и бессодержательная. Бог есть прОстое существо, Троица в едИнице, триипостасное Божество, в которой вторая ипостась воплощается – много атрибутов, величайший атрибут – Бог есть любовь. Для мистицизма это все неверно.
Мистицизм и православие – взаимно исключают друг друга как в понимании Бога так и в понимании человека и мира. В мистицизме человек растворяется в океане божества, в православии – человек достигает полноты развития, раскрытия своей личности в единении с Богом. То же самое касается и мира.
В мистицизме мир – это или призрак или нечто временное, которое исчезнет перед лицом открывшегося человеку вИдения божества. В конечном счёте мир есть ничто.
В христианстве мир, материя, тварность есть реальность, причём такой высокой категории, что даже сам Бог воплощается. Опять серьёзнейшее противостояние между христианством и мистицизмом.
Возникает вопрос. Если такое серьезное расхождение, то имеем ли мы право использовать термин мистика к нашим святыням, тайнам и подвигу, который находим в христианстве?
Я (А.И.Осипов) считаю это совершенно неестественным. Различать надо христианскую духовность от мистицизма.
Термин мистика, как ни странно (есть нормальные греческие аналоги), пришел к нам с запада со своим западным плюралистическим толкованием и означает любые религиозные переживания и состояния независимо от того какие они - христианские, нехристианские, оккультные или антихристианские. Все обозначается одним словом. Мистик Яков Бёме, мистик Мейстер Экхард, мистик Серафим Саровский, мистик Макарий Египетский и т.д. С нелёгкой руки наших горе богОсловов и прижилось у нас это слово. Апастол Иаков говорил «Разве течет из одного источника горькое и сладкое». Жаль, что сейчас его уже нет, мы сейчас сказали ему – течёт, апостол Иаков, у нас течёт. Язык дан для различения, а то порой не поймёшь Франциск Ассизский – мистик и Серафим Саровский – мистик, получается что одно и то же. К сожалению в нашей богословской литературе сплошь и рядом употребляется слово мистика. Даже Владимир Лосский пишет «мистическое богословие».
По существу термин «мистицизм» эффективно разрушает идею различия религий и различия принципиального характера в христианстве и вне христианства.
Цитата из «У врат молчания» (Эммануил Светлов). «Следуя по пути, проложенному созерцанием индийские брахманы приходили к тому же к чему приходили все мистики в какое бы время и в каком бы народе они не жили. Яджня Валкья и Будда, Платин и Ареопагит, Мейстер Экхард и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Бёме, Рейнсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада». (Как легко оказалось с помощью это термина оказалось всё соединить-подменить.) «Все они как один свидетельствуют, что ТАМ нет ни добра ни зла, ни света ни тьмы, ни движения ни покоя». (Интересно где бы Григорий Палама мог написать подобное?.А Бёме или Экхард писали. Но чтобы Палама или Ареопагит – этого не было. ) «В священно мраке, скрывающем основу основ они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная непереносимая тайна. Эту бездну трудно даже назвать «богом». За пределами всего тварного и ограниченного мистическому взору открылась Реальность, которую Лао Цзы называл Дао, Будда – нирваной, каббалисты – энсофом, христиане – божественной сущностью - божеством».
Поздравляю, а вы думали, что христиане видели что-то другое нежели каббалисты, для которых Христос есть лжемессия, или Буддисты, которые ни в какого личного бога не верят. Я хотел вам показать какую роль может играть слово или в различении или в смешении вещей. В данном случае – именно в смешении, в результате чего происходит уничтожение истины.
Человек лишается мыслей о том, что может совершить роковую ошибку в самом главном вопросе - в выборе пути богопознания. Если все мистики говорят об одном и том же и ведут к одной цели, то какая разница каким путём идти.
Если вспомнить христианских подвижников, то как они предупреждали об опасности отклонения от истинного пути. Буквально все, в один голос, как будто в болоте проложена гать и именно по ней только и надо идти. Причем предупреждали на протяжении многих веков. А сегодня – пожалуйста, разрешено гулять по болоту без всяких ограничений."
Продолжение следует.
|