У натуралиста Жана-Батиста Ламарка был специфический взгляд на наследственность. Он был уверен, что потомки получают не только фамильные черты родителей, но и все полезные качества, которыми те обзавелись за свою жизнь. Приверженцы появившейся спустя много лет генетики не оставили камня на камне от его учения. Почти через 200 лет сотрудник Университета Тафтса Фейг получил результаты, которые наверняка обрадовали бы Ламарка. Фейг и его коллеги интересовались врожденными недостатками. Для эксперимента ученые использовали генетически неполноценных мышей, у которых отсутствовала способность к обучению. Если обычную лабораторную мышь поместить в клетку, к полу которой подведены электроды, и подвергнуть нескольким ударам тока, она запомнит опыт: угодив в установку повторно, начнет паниковать. Отобранные для эксперимента мыши указанной способностью не обладали. Чтобы избавить мышей от врожденного недостатка, ученые принуждали их упражнять ум с самого рождения. Экспериментальные животные проводили все детство в отдельных клетках, куда исследователи подкладывали все новые и новые объекты, заставляя мышей приспосабливаться к меняющейся обстановке. Такого курса «умственной гимнастики» оказалось достаточно, чтобы животные перестали уступать в рассудительности своим обычным собратьям. Благотворный эффект от тренировок не ослабел даже к тому времени, когда у подопытных появилось потомство.
Тут-то ученых и ждал сюрприз. Хотя потомки «образованных» животных продолжали носить в себе дефектные гены родителей, в электрошоковой камере они сразу вели себя как вполне полноценные. А вот у мышей, не тренировавших ум смолоду, рождались такие же недалекие отпрыски.
«Вопрос о наследовании приобретенных родителями качеств казался мне давным-давно закрытым, — рассказывает Фейг. — Мы вообще не собирались исследовать потомство подопытных животных. Это была личная инициатива одного из сотрудников, который очень кстати проявил любопытство. Никто не ожидал подобного результата!» Убедившись, что достижения мышей передаются потомкам, ученые решили выяснить, какую роль тут играет каждый из родителей. Выяснилось, что потомство наследовало достижения предков только по материнской линии: наследование происходи только если мамы выполняли необходимые упражнения и при том в раннем детстве.
Результаты эксперимента затрудняются объяснить сами авторы. «Генетическая неполноценность мышей не могла стать причиной описанного эффекта, — рассуждает Фейг. — Она лишь сделала результат заметнее. Чтобы понять, как именно передаются приобретенные признаки, нужно отдельное исследование». Сотрудник Университета Макгилла Моше Шиф, занимающийся генетикой человека, отметил, что наблюдения его коллеги способны сильно изменить представления о наследственности: «Применительно к человеку такие результаты могут означать, что образование, которое женщина получает в ранней молодости, способно принести ее потомству самую прямую пользу». Недаром почти все родители хотят, чтобы их дети сначала поучились, а уж потом заводили семью.
http://www.smoney.ru/article.shtml?2009/02/16/9282