Показать сообщение отдельно
Старый 15-04-2007, 02:36   #435
 
Аватар для Гвоздь
 
Регистрация: Feb 2007
Адрес: Иркутск
Сообщений: 4,776 Поблагодарил: 38,934
Поблагодарили 45,657 раз(а) в 5,308 сообщениях
Файловый архив: 9
Закачек: 0
Получено наград:
Re: вегетарианство: польза и вред

Цитата:
Сообщение от Стругацкие
И все было бы очень хорошо, если бы мы знали, что такое разум...http://www.golodanie.su/showthread.php?p=26667
Я тоже нарывался на такое непонимание. И даже статейку тиснул, в которой дал такое определение: разум - способность живого существа решать встающие перед ним задачи (удовлетворять потребности) на основе системно самоорганизующихся ассоциаций. Потом с удовольствием прочитал в энциклопедии Амосова другое (Амосовское) определение. Разум - способность оптимизировать управление путём действия с моделями. Определения похожи. Первое - оно включает в себя фундаментальное физическое понятие - самоорганизация, понятие введённое и исследованное физиком Ильёй Пригожиным из Бельгии и считающееся одним из основных достижений науки 20-го века, наравне с квантовой физикой , лазером, теорией относительности и созданием вычислительной техники. Именно отсутствие системного физического подхода не позволяло долгие столетия психологам и философам дать приемлемое формальное определение. Мне кажется первое определение и более биологическое - оно прямо основано на анатомии мозга, связи нейронов, покрытых белой миелиновой оболочкой. Сотрудники питерского института мозга (имени Бехтерева) знают, что мозг Ленина - белый, весь в "проводах"-аксонах, у других он более серый - видны нейроны с малым количеством "проводов" между ними. Мне об этом рассказывала профессор Н.И. Моисеева, которая там работала лет 20 назад. Весь институт им. Бехтерева был создан для сохранения потомкам и изучения мозга Ленина. Связи-аксоны в мозгу бывают нисходящие (в спинной мозг), комиссуральные (симметрично из полушария в полушарие) и, главное, ассоциативные - в пределах одного полушария. Определение Амосова более кибернетическое - он как глава отдела биокибернетики в институте кибернетики в Киеве развивал направление, рассматривающее в качестве модели разума самоорганизацию в нейросетях. И, кстати, в своей энциклопедии пишет, что человеку с его 12-ю миллиардами нейронов смоделировать деятельность мозга в принципе слабо. Там факториал (!) связей от этого числа. Интересно посмотреть, как эти определения работают. Самоорганизация чего? Как мы видим внешне - отдельных мыслей - колечек в мозгу, по которым носятся абстрактные оторванные от нашей реальности закономерности. Самоорганизация во что? Ясно, что в систему элементов, обеспечивающую решение задачи. Оба определения сразу ставят главный вопрос - алгоритмы самоорганизации - откуда? Ясно, что эволюционный отбор, воспитание и личный опыт. Очень интересен вопрос о критериях - как мы чувствуем, что мысль стоящая? Иногда и по красоте - критерию явно наследуемому. Системное начало говорит, что основных типов разумов два - разум элементный (он же оригинальный, вбрасывающий ключевой элемент) и разум систематический (он же целеустремлённый) - способный выстроить целенаправленную систему, обеспечивающую решение. Становится понятным почему дурак (здесь можно представили себе кого-нибудь или себя) недалёк - ассоциации близкие, мысли короткие, как у Буратино. А умный, наоборот - за внешне далёкими проявлениями видит существенное единство, позволяющее спрогнозировать ход важных событий. Это и есть творчество. Ясно, что разум бессловесен: говоруны - просто особая порода умников, предназначенная для передачи опыта в социуме. Более того, создатели (креативщики) и хранители (я их иногда называю сторожевыми псами от науки) часто не понимают и недолюбливают друг друга. По кожногальванической реакции у слепых шахматистов даже определили, что решение задачи приходит у них секунд за 40 до его вербализации (проговаривания). Мой знакомый аспирант-алгебраист Слава так и говорит: "Главное - задачу в череп забросить, а решается оно само". Недаром народ при решении некоторых задач говорит: "... аж нутро (некоторые - другое) опустилось (похолодело)...". Я на практических занятиях по математике своим студентам теперь не только объясняю математику, но и приучаю умников следить за своим мозгом, осознать, по возможности, процессы в нём и, главное, - не мешать ему. В общем, интересная материя. А подход, развивавшийся у нас Амосовым, сейчас даёт неплохие плоды - самоорганизация в нейросетях - магистральное направление в моделировании разума и создании искусственного интеллекта.
__________________
Научить невозможно. Возможно научиться!

Последний раз редактировалось Гвоздь; 17-04-2007 в 15:03..
Гвоздь вне форума   Ответить с цитированием