Немецкий историк Фриц Шварц сделал правильный вывод:
"Нет никакой разницы между фермерским домом и замком".[108]
Для простого работника понедельник был не рабочим днём, а так называемым "синим Понедельником". Воскресенье было "Днём Сеньора" для общественных дел, понедельник же приберегали для личных дел. К тому же
официальных праздников в году было не менее девяноста. Некоторые историки даже утверждают, что
было до ста семидесяти праздников в году.[109] Таким образом, ремесленник в среднем работал не более четырёх дней в неделю. К тому же число рабочих часов было ограничено.
Когда герцоги Саксонии попытались увеличить рабочий день с шести до восьми часов в день, рабочие взбунтовались. А герцогам приходилось уговаривать своих подданных обходиться "только четырьмя блюдами в каждую еду".[110]
У крестьян, считавшихся низшим классом, "на жилете и на платье часто были пришиты в два ряда серебряные пуговицы, они также носили большие серебряные пряжки и украшения на туфлях". Социальные различия между так называемыми высшими и низшими слоями общества, между знатью и крестьянством, были незначительными.
Нажмите тут для просмотра всего текста
[108] Fritz Schwartz, "Sechs-Stunden-Tag im Mittelalter" part of the book Vorwarts zur felten Kaufkraft des Geldes und zur Zinsfreien Wirtschaft, 1931
[109] Bayard, Jean-Pierre La Tradition Cachee des Cathedrales (Paris: Dangles, 1990) pg. 47
[110] Цитируется по Pack, Hugo R. The Gothic 1150-1450 (San Antonio: Free Economy Publishing).